Приветствую Вас Гость!
Вторник, 13.11.2018, 19:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Члены Ассоциации

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Главная » 2015 » Сентябрь » 27 » Без науки, без теории практика слепа!
20:34
Без науки, без теории практика слепа!

Статья Цоя Валерия Ивановича, методолога,  академика Международной академии инновационных социальных технологий,  Международной академии информатизации, кандидата технических наук, директора Академии системной аналитики и моделирования г. Астана в газете «Строительный вестник»

В статье профессора Абсиметова В.Э. «Что нам стоит дом построить?», опубликованной в августе в газете «Строительный вестник», затронут ряд вопросов, связанных с существующим положением в строительной науке.

Констатируется, что в составе Высшей научно-технической комиссии при Правительстве Республики Казахстан нет специалистов строительного профиля, а в составе национальных научных советов нет совета по строительству. Говорится о несовершенстве системы грантового финансирования по строительным темам, о разрыве между реальными проблемами практики и вузовскими исследованиями и даже об исчезновении из лексикона понятия «строительная наука».

Нельзя не согласиться с автором о необходимости научных исследований в части определения управленческих функций, передаваемых государством в рыночную среду, пересмотра подходов к сметному ценообразованию, оценке реальной стоимости строительных объектов, разработке нормативно-правовой и нормативно-технической базы.

Поднятые вопросы побуждают к дальнейшим размышлениям.

Ясно одно - без науки, без теории практика слепа, а рыночная практика тем более. В условиях высокой рыночной неопределённости нам нужно самим, учитывая опыт экономически развитых стран, научно, логически обосновывать стратегические ориентиры и нормы деятельности, научиться создавать конкурентоспособную строительную продукцию. И всё же, вначале нужно установить ключевые причины нашего неблагополучия.

В 20-е - 30-е прошлого столетия, в более тяжёлый период становления «советской экономики» в подобных ситуациях искали диверсантов, внешних и внутренних врагов молодого государства. Но в наше время никто не возражает, большинство соглашается с необходимостью перестройки экономики, науки, образования, системы управления ... Врагов нет. С другой стороны, налицо противоречивая законодательная база, несогласованность государственных органов, нездоровая конкуренция субъектов строительного рынка, инфляция, нарушение профессиональной преемственности, коррупция даже в высших учебных заведениях и т.д. В чём же наши системные просчёты?

Если посмотреть на ситуацию глубже, «врага» найти всё-таки можно - он сидит внутри каждого из нас. Это наше мифологическое или волюнтаристское мышление. Мышление по кем-то заготовленным шаблонам или мышление без правил. Особенно, это касается педагогов и управленцев всех уровней - тех, чьё мышление задаёт базовые стратегические координаты и ориентиры для всех остальных субъектов профессиональной деятельности.

В статье «Ключи от кризиса», опубликованной в Российской газете ещё в 2009 г., Президент Н.А. Назарбаев отметил, что «нынешний глобальный кризис - это вовсе не какое-то стихийное бедствие, а закономерное внешнее следствие какого-то глубинного внутреннего дефекта». Системообразующим «дефектным ядром» кризиса он назвал «старые инструменты мышления - понятия, категории, теории, схемы». Глава государства призвал «обновить экономическую парадигму, выстроить радикально новую логику и выработать новые правила движения».

Действительно, изменить мышление, значит, в первую очередь, изменить язык мышления, инструменты, к которым относятся подходы, принципы, понятия и категории.

В условиях относительно стабильной политической и экономической ситуации, устойчивых хозяйственных связей советского периода в строительстве, как собственно и в других отраслях, доминировал количественный подход. Централизованное планирование, нормирование, снабжение и реализация программ и проектов основывались на жёстких схемах подчинения и ответственности «нижестоящих» субъектов перед «вышестоящими», на количественной регламентации всех процессов - цены, объёмы, сроки проектирования, строительства и сдачи объектов легко поддавались проверке, контролю и корректировке. Правда, страдало качество. На второй план отступали вопросы экологии, дизайна, национального колорита, комфорта.

Рыночно организованное общество предполагает одновременное функционирование горизонтальных и вертикальных схем взаимодействия, сбалансированность качественных и количественных подходов и критериев с приоритетом качественных. Однако перекосов в деятельности и взаимодействии не избежать, если не определить и не согласовать принципы обеспечения сбалансированности внешнего (государственного) управления и регулирования, с одной стороны, и внутреннего (на уровне бизнес-структур) самоуправления и саморегулирования, с другой, бюджетного финансирования и самофинансирования, нормирования и самонормирования. Но для этого нужно доопределиться в используемых понятиях и категориях.

Всякое строительство начинается в мышлении. Любой инженер, тем более строитель, знает, что все объекты созданной человеком искусственной среды (здания, сооружения, машины, механизмы) - есть воплощённые мыслеформы, т.е. образы и схемы, вначале положенные в виде рисунков и чертежей на бумагу. Конечно, к ним прикладывались количественные расчёты в виде смет, технико-экономических обоснований. Строитель работает в качественно-количественном подходе. Вначале он задаёт вопросы (а мышление с них и начинается) - что я хочу создать, ради чего, как это должно выглядеть, каким образом и в какой последовательности строить? И только потом отвечает на вопросы - сколько необходимо тех или иных материалов, работников, времени, денежных средств. Если схема, чертёж учитывают всё многообразие факторов, строятся не случайно, по определённым правилам, то высокие надёжность, долговечность, экономичность конструкций предрешены.

С позиции современной методологии мышления и функциональной теории деятельности, созданных российским учёным Анисимовым О.С., по аналогии с инженерной практикой, так же конструктивно можно научиться строить и бескризисные системы деятельности, включающие инженерные системы. Чтобы в этом убедиться, для начала нужно познакомиться с логикой построения функциональных понятий, категорий и концепций, например, управленческой и предпринимательской деятельности.

С использованием сравнительно несложного теоретико-деятельностного языка схематических изображений (ЯСИ) декларативный управленческий язык превращается в конструктивный. При желании те же государственные чиновники смогут показывать и логически убеждать себя и остальных в правильности того, о чём говорят. Освоив технику визуализации точек зрения с помощью ЯСИ, смогут перейти к их конструктивному согласованию с применением логических принципов, минимизировать все голосовательные процедуры.

На рисунке приведена схема, на которой не трудно проследить и убедиться в логически предопределяющей роли мыслительной деятельности и, в частности, средств мышления - подходов, принципов, понятий и категорий, по отношению к реализационной деятельности. Поэтому столь важно обеспечить их прозрачность, логичность и конструктивность. От этого зависит однозначность норм деятельности, нормативных правовых актов и, как следствие, эффективность схем поведения и взаимодействия субъектов, качество конечного результата реализационной практики.

К слову, большинством не осознаётся проблема функциональной неразличённости слов-синонимов, относящихся к рациональному миру деятельности: программа и проект, труд и деятельность, управление и организация, рынок и базар, бизнес и предпринимательство, регион и область, структура и система и т.д. И можно привести многочисленные примеры небрежной замены одних слов другими, особенно из практики законодательной деятельности. Но эта проблема решается, если построить логические схемы, лежащие в их основе. Была бы поставлена задача.

Нужно отметить, что схематизации не поддаются слова, относящиеся к чувственному, иррациональному миру - нравственность, честь, достоинство, уважение, любовь и прочие.

Впору констатировать рождение аналитической и управленческой инженерии, нового типа государственной аналитики и управления, основанных на построении, экспериментальном проигрывании и реализации языка функциональной теории деятельности. Появляется реальная перспектива создания с помощью ЯСИ и компьютерной техники визуальных «дорожных карт» общественного развития.

Для обеспечения «прозрачности» нормативных правовых актов теперь к ним могут прикладываться схематически оформленные концепции и модели деятельности соответствующих субъектов. Не составляет особого труда с очевидностью согласовывать на схемах, отслеживать, рассчитывать и контролировать движение любых ресурсов на уровне страны, регионов, отраслей, предприятий. Схематическая визуализация управленческих решений, документационных и товарно-денежных потоков позволяет легализовать «теневые» финансовые и материальные потоки, парализовать коррупционные схемы.

В советское время все республики Союза жили и работали по общим правилам, а если вдуматься - по общим схемам. Страна жила по одной схеме централизованного правления, тотально обеспеченной мощной идеологической поддержкой. Почему тогда народ в большинстве своём верил лозунгам: «Партия - ум, честь и совесть нашей эпохи», «Партия - наш рулевой», «Вперёд, к победе коммунизма» и т.п.? Потому, что идеологические призывы подкреплялись конкретными практическими результатами («Днепрогэс», победа в Великой отечественной войне, создание водородной бомбы, «Целина», запуск первого космонавта, «БАМ» и т.д.). Но они были достигнуты благодаря совмещению и мобилизации всех ресурсов в рамках упомянутой банально простой схемы.

Понимание этого обстоятельства имеет большое значение в наши дни. Никакие декларации, не подкреплённые концептуальными, логически убедительными схемами, не способны поднять дух и мобилизовать усилия народа. Но отказавшись от схемы административно-командного правления, нужно же предложить рыночные схемы!

Раскрывается новый смысл каждого слова в выражении «Что нам стоит дом построить? Нарисуем, будем жить!» Ключевое слово -«строить». А под домом нужно понимать весь рациональный мир деятельности. Построить этот дом - значит, вначале построить и согласовать нормативные схемы деятельности и выгодного для всех сторон взаимодействия. Этому и, конечно же, реализации схем нужно учиться. И, чтобы не оказаться заложниками чужих стереотипов, учиться всем.

В связи с этим расширяются понятия строительства, строителя. Говорят, «каждый человек - кузнец своего счастья». Это идеологема. Но она действительно может заработать, если каждый человек, будь то управленец, предприниматель, инженер, экономист, врач или педагог, обретёт знания и способности строить (в мышлении, на бумаге, доске, экране монитора) и реализовывать нормативные схемы профессиональной деятельности, если станет строителем нового, рыночного типа!

Таким образом, функциональные схемы деятельности, а также инновационные технологии и конкурентные профессиональные способности становятся логической и организационной основой создания конкурентоспособной экономики и страны, в целом.

На мой взгляд, в условиях высокой динамики рыночных взаимодействий и свободно плавающих курсов валют методологические разработки приобретают крайне актуальное, стратегическое значение. Думаю, любой специалист, предприниматель, управленец хотел бы научиться заранее предвидеть логические последствия изменения ситуаций в зависимости от воздействия тех или иных факторов. И это возможно, если освоить созданную теорию деятельности, обновлённый понятийно-категориальный аппарат мышления, научиться моделировать, проигрывать на схемах те или иные решения и тем самым не допускать разного рода кризисов.

Для скептиков замечу, что методологические ноу-хау многократно апробированы в течение последних лет в России и Казахстане. Издано множество учебных пособий,   реализованы авторские  учебные курсы, созданы все предпосылки для организации методологического «всеобуча».

Очевидно, что в любом регионе, любой отрасли сейчас как никогда, в условиях экономической неопределённости, должны формироваться профессиональные аналитико-экспертные, консалтинговые сообщества, работающие в тесной кооперации с государственными органами управления и выполняющие системные аналитические и консалтинговые функции. Хотелось бы надеяться, что эта задача не сведётся, по традиции, лишь к формальным, организационным мерам. Прежде всего, нужно подумать о содержании современного рыночного профессионализма - повышении квалификации, дополнительном образовании аналитиков, экспертов, консультантов, педагогов и управленцев, в частности, в отношении освоения ими методологической культуры мышления.

e-mail: ipkm@mail.ru

мобильный: 8-701-47-27-197

 

Просмотров: 722 | Добавил: Admin | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar