Приветствую Вас Гость!
Понедельник, 21.05.2018, 08:16
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Архив записей

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Члены Ассоциации

Поиск

Календарь

«  Октябрь 2015  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Главная » 2015 » Октябрь » 2 » Современный педагог на уроке: учитель, воспитатель, методист, управленец
20:09
Современный педагог на уроке: учитель, воспитатель, методист, управленец
В Новосибирском районе прошел VII Августовский форум педагогических работников Новосибирского района Новосибирской области.

Открытие состоялось 24 августа 2015 в МБОУ Криводановской СОШ №22. Около 50 педагогов района стали участниками организационно-деятельностной игры (далее – ОДИ) «Игровая модель учебного занятия как рабочий инструмент современного педагога».

Что же это было за мероприятие? Это была игра, а настоящая ИГРА не может быть просто мероприятием. Организаторы используют другое слово – СОБЫТИЕ. Игра-событие направлена не на отдых и развлечение, а на максимальное развитие способностей. Инициатором прошедшего события выступила группа формирования методологической культуры МКОУ «ИМЦ», благодаря которой в нашем районе запущен образовательный проект «Педагог новой формации». В рамках этого проекта и проводилась названная однодневная ОДИ.

В качестве руководителя игры был приглашен педагог-методолог с более чем 20-летним педагогическим и игротехническим опытом, один из ведущих участников Межрегиональной игротехнической и методологической ассоциации Московского методолого-педагогического кружка Александр Олегович Остапович. Для усиления команды игротехников привлечены участники Гуманитарной экспертной школы Новосибирского госуниверситета.

Началось традиционно, не по-игровому. Прозвучали вводные и приветственные слова, введен установочный доклад, произнесенный ясно, четко, лаконично, обоснованно, на хорошем, грамотном русском языке. Было показано, что в современной ситуации переосознания ценностей в стране роль самодвижения педагогического сообщества велика. Выполнение основной функции педагогики в трансляции основных культурных ценностей и механизмов требует осмысленной самоорганизации каждого педагога.

Игра, как и было задумано, закрутилась на обсуждении видеосюжетов модельного урока, специально подготовленных для этого события. И здесь была первая неожиданность. Показывали сюжеты не с обычного школьного урока, а с модели учебного предмета «Основы бухгалтерского учета». По задумке организаторов ОДИ, выбор такого далекого от школьной практики курса должен был позволить участникам игры не провалиться в содержание предмета, а сосредоточить свое внимание на образовательном процессе и лучше «вжиться» в роль. Ведь участники были разделены по ролевым группам: ученики, воспитатели, учителя, методисты и управленцы. Каждой  группе было необходимо посмотреть на материал видеосюжета со своей ролевой точки зрения и обосновать свои суждения, выделить принципы современного модельного урока и подготовить вопросы на методологическую консультацию.

Игра показала, что трудности в современном образовательном процессе связаны с четким осознанием функции и средств в каждой ролевой позиции. В ходе ОДИ возникли сложности с пониманием процессов воспитания и управления, которые привели к вопросам:

  • зачем разделять функции воспитателя и учителя?
  • как должно быть устроено воспитание?

В чем состоит понятие воспитания?

  • как отслеживать и фиксировать процесс самоизменения ученика?
  • где и как управленец берет критерии для контроля и сопровождения образовательного процесса?
  • чем различаются профессиональные способности учителя, воспитателя, методиста и управленца?

И на общем пленарном обсуждении и методологической консультации удалось ответить на многие, но не на все вопросы. Обсуждение этих вопросов и поиск ответов будет продолжаться на других методических и игромодельных мероприятиях. Формат небольшой статьи на сайте не позволяет осветить ответы на все вопросы. Постараемся выделить главное.

Образовательный процесс связан организацией и управлением самоизменения ученика. В своем сознании ученик должен усложниться так, чтобы увидеть себя-изменяющегося (из настоящего в будущего – с новыми способностями) и себя, который производит все эти изменения. Чтобы образовательный процесс происходил неслучайным образом, необходимы системно-организованные помощники. Учитель в сотрудничестве с учеником помогает освоить новые предметы  через овладение языком соответствующей области. Воспитатель помогает осваивать новые модели поведения и отношения к различным жизненным и профессиональным ситуациям.

Учитель и воспитатель – это две стороны педагога. На  помощь ему приходит методист, который помогает исправлять ошибки, транслировать лучшие образцы, обоснованно строить педагогический процесс. Управленец обеспечивает учителя необходимыми ресурсами через взаимодействие с вышестоящими структурами и отвечает перед культурой и страной за целостность,   создает условия для выполнения всего процесса. 

Игра длилась почти восемь часов. Для наших педагогов такой режим был непривычен и труден. И при подведении итогов участники говорили о сложностях игры, но также отмечали важность и полезность полученных результатов.

К таким результатам они относили:

  • «построение более четкого различения между позициями “воспитатель” и “учитель”»,
  • «формулирование основных принципов построения современного урока»,
  • «другой угол зрения на свою работу»,
  • «построение более целостного представления об образовательном процессе, благодаря пяти ролевым позициям».

Конечно, надо учитывать, что за один день нельзя построить целостное модельное представление именно как средство работы: для этого требуется несколько дней. Но игра, несомненно, состоялась, и значимость её результатов очевидна. Как они будут подхвачены дальше? Будут ли происходить изменения в повседневной практике? Как обеспечить эти изменения методически? Будет ли оказана поддержка со стороны управленческого корпуса? Время покажет. Но радует, что новые технологии, и особенно игромодельные события, постепенно появляются в нашем районе. Этот критерий (могут быть и другие) позволяет предположить, что на нашей территории РАЗВИТИЕ в области образования может происходить более эффективно.

Методист МКОУ «ИМЦ»

Приходько Н.А.

08.09.2015 г.

Просмотров: 841 | Добавил: Admin | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
avatar